Когда нет времени на долгие раздумья и нет права на ошибку в принятии решения, на помощь мчатся специалисты на винтокрылых машинах, чтобы осуществить эвакуацию экстренных пациентов из любого уголка региона в ведущие медицинские центры области и спасти их жизни. Тяжелые последствия ДТП, угрожающие жизни политравмы, сочетанные поражения или ожоги — всего от начала года свыше 200 вылетов и сложных диагнозов удалось зафиксировать бригаде высококлассных специалистов.

«Санитарную авиацию организовало Министерство здравоохранения Челябинской области. Моя мечта, чтобы вертолетные площадки были везде! Вплотную я этой идеей начал заниматься лет шесть назад. Даже родная областная больница наградила меня интересной грамотой — «За настырность». Показаниями для вмешательства центра медицины катастроф являются все тяжелые состояния, которые требуют лечения в медицинских организациях более высокого уровня. Буквально недавно мы вывезли из Бредов четверых человек, из них троих доставили вертолетом с тяжелыми сочетанными повреждениями», — рассказывает реаниматолог-анестезиолог, заместитель директора Центра медицины катастроф Игорь Ребиков.


Максимальное расстояние, которое приходится преодолевать от районных больниц до ведущих челябинских клиник — порядка 450 километров. Продолжительность доставки автотранспортом может занимать до шести часов, вертолету достаточно двух. Сегодня в распоряжении области два вертолета, они находятся в режиме полной готовности 24 часа в сутки. Один из них на базе аэродрома Калачево, другой в Магнитогорске.

Информация о необходимости медицинской эвакуации поступает из областной больницы в центр медицины катастроф. Оттуда ее передают на аэродром. Время от получения заявки до вылета не превышает 30 минут.

«У нас бригада „летающих“ врачей в Челябинске и Магнитогорске. Вертолет в Магнитогорске необходим для обслуживания южного направления. Иначе, если вылетаем из Челябинска в Магнитогорск, там посадка, дозаправка, далее по Южным районам, иногда нужно дополнительно дозаправляться, и мы теряем до нескольких часов. В Челябинске и Магнитогорске вертолеты могут садиться в любое время суток. Вертолет легкий, нужна лишь твердая поверхность. Первую площадку, самую красивую, оборудовали на территории Катав-Ивановской больницы. Вторую мы сделали возле больницы Кунашака. Третья находится на расстоянии 100-150 метров от приемного отделения Кыштыма. Еще одна в Карталах. Есть вблизи от больницы Пласта. В планах строительство площадки в городской больнице № 2 Миасса. В остальных местах мы используем другие возможности, например, стадионы», — говорит Игорь Ребиков.


Вертолеты «Ансат» выпускаются на Казанском заводе, название с татарского означает «простой». Внутри кабины, действительно, ничего лишнего. Только то, что потребуется для поддержания жизни и для работы в случае ухудшения состояния пациента. Пилот Виктор Решетников родом из Саратовской области, три года назад начал работать по контракту с медициной катастроф в Нижегородской области. Сейчас второй год летает по Южному Уралу.

«Работа мне нравится! Моя задача — обеспечить безопасность перелета и перевезти бригаду и пациента из пункта А в пункт В. Самое сложное, когда неблагоприятные метеоусловия, обледенение, дождь в виде снега. Это бывает обычно в осенне-зимний период. А летом погода в 90% случаев хорошая, сложностей не вызывает», — сообщает пилот.

Наталья Воронова — одна из бойцов команды санавиации, в медицину катастроф попала из Курчатовской подстанции скорой помощи. Признается, что поначалу боялась летать.


«Мы все в одной связке и это важно понимать и чувствовать. В воздухе тяжело работать: атмосферное давление другое, узкое пространство, много чего нельзя сделать, потому что нет устойчивости. Никаких резких движений. Однажды эвакуировали пациента из горнозаводской зоны. В воздухе ему стало хуже, сказался перепад давления. Стабилизировать пришлось во время незапланированной посадки. На земле быстро справились с травмами, которые давали реакцию и не позволяли взлететь высоко», — делится доктор.

Практически всех пациентов с их диагнозами и травмами медики запоминают надолго. Специфика работы и жуткие картины при экстренных ситуациях требуют особой психологической подготовки от врачей. Часто, кроме медицинской помощи, приходится находить правильные слова для успокоения пациентов и их родных. И каждый сотрудник бригады чувствует возложенную на его плечи ответственность — ответственность за спасение человеческой жизни.